Система средств маркетинга – это совокупность методов и приемов, конкретный инструментарий, который используется фирмой для достижения поставленных целей и решения соответствующих задач. Еще в конце семидесятых лет ХХ века эту систему стали называть «комплекс маркетинга» (marketing-mix), или концепция «4Р».
Систему средств маркетинга составляют следующие четыре основных элемента: это а)товар (Product), б) цена (Price), в) место сбыта (Place) и г) продвижение (Promotion).
Товар: дизайн, упаковка, маркировка и знак на товары и услуги, положение на рынке, длина и ширина производственной линейки, гарантии, сервисное обслуживание и т.д.
Цена: цели и стратегия формирования цены, цена производителя, оптового и розничного продавца, политика скидок и их структура, условия контрактов.
Каналы сбыта: прямой или непрямой метод сбыта, длина и ширина канала сбыта, отбор посредников, транспортировка, материальные запасы, хранение, управление и контроль над каналами распределения.
Продвижение: реклама, персональная продажа, стимулирование потребителей, стимулирование посредников, стимулирование собственного торгового персонала, связи с общественностью.
Товар в данной системе является ключевым элементом. Основная задача маркетинга – сделать товар уникальным, или в крайнем случае обладающим рядом существенных преимуществ для потребителя по сравнению с другими товарами конкурентов на рынке.
На современном этапе развития рынка концепция пополнилась еще и многими другими составляющими. Это и потребители, и процессы, и материальные свидетельства, и персонал, и дружеские отношения с потребителями, и длительные отношения с надежными поставщиками.
Комплекс маркетинга ориентируется на рынок, на конкурентов и на предприятие, которые и определяют его структуру.