Услуги в сфере консалтинга имеют свой, так называемый, жизненный цикл. Так, та или иная услуга на определенном этапе может находиться на стадии разработки или проектирования, испытания, внедрения, развития и т.д. Из-за этого возникла необходимость разработки общей системы классификации видов консалтинговых услуг, количество пунктов в которой постоянно увеличивается, так как время от времени появляются новые разновидности консалтинга.
В «золотой век консалтинга», который припадает на 2 половину прошлоого века (и именно – на 50-60-е) была разработана общая международная классификация консалтинговых услуг, которой, в принципе, придерживаются и по сей день.
Так, все виды консалтинга разделены по этой классификации на восемь больших тематических групп, которые определяет направленность действий, на которые опираются рекомендации консультанта. Вот перечень этих групп:
— общее управление – консультанты по этому направлению занимаются решением связанных существованием бизнеса проблем и изучением перспектив этого бизнеса;
— администрирование – этот раздел консалтинга предполагает помощь консультантов в оптимизации управления организацией;
— финансовое управление – задача консалтинга по финансовому управлению состоит в поиску источников финансирования и путей рационального использования привлеченных финансов, в анализе и повышении эффективности деятельности компании, принятие мер по укреплению финансовой стабильности предприятия;
— управление кадрами предусматривает оптимизацию привлечения человеческих ресурсов и их использования;
— маркетинг нацелен на производство такой продукции, которая будет пользоваться спросом среди потребителей;
— производство — в данной сфере консалтинга основная задача менеджера – решение связанных с инжинирингом, контролем качества и аудитом задач;
— ИТ — проектирование и внедрение инновационных технологий на предприятии;
— специализированые услуги.