К сожалению, большинство топ-менеджеров расценивает делегирование обязанностей в качестве «переадресации» нудной или наименее интересной работы. Тем не менее, грамотное распределение обязанностей является очень мощным подспорьем для развития и профессионального роста сотрудников.
Как правило, отказываясь перераспределить наиболее ответственную часть работы, руководитель таит в себе некий страх. Такой страх может быть основан на нескольких причинах. Во-первых, это нежелание потерять контроль над ситуацией. Во-вторых, страх перед предстоящей проверкой работы сотрудника, в результате которой руководитель может показаться не столь компетентным, как при оценке наименее значимых задач. В-третьих, руководитель боится безвозвратно лишиться части полномочий, передав их своим коллегам.
Тем не менее, руководитель не должен позволить подобных страхам мешать грамотной организации рабочего процесса с применением делегирования. Распределение полномочий обладает рядом несомненных преимуществ, с которыми каждый руководитель вынужден считаться:
— освобождение дополнительного времени для решения наиболее важных вопросов;
— профессиональный рост сотрудников, раскрытие их потенциала посредством использования и реализации способностей;
— рост доверия и лояльности подчиненных к руководителю;
— мощная мотивация сотрудников, рост производительности труда.
Используя делегирование, руководитель должен четко осознавать задачи и цели, которых хочет достичь. Именно поэтому процесс распределения задач следует делить на этапы.
Этап 1. Сперва необходимо выбрать подходящего сотрудника. Следует грамотно оценить способности и потенциал каждого из подчиненных, определить, кто из них в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей. Существует определенная логика в распределении задач между персоналом: наиболее опытным сотрудникам рекомендуется поручать самые срочные задания; новым сотрудникам с испытательным сроком – несрочные; самым надежным сотрудникам – наиболее важные задачи; подчиненным, которых необходимо оценить или мотивировать – наименее важные и ответственные.
Этап 2. Детальное разъяснение сотруднику поставленной задачи, какой цели необходимо достичь и в какие сроки. Некоторые задачи требуют особо четкой детализации. В этом случае помимо конечной цели руководитель должен пояснить также особенности всех стадий решения задачи.
Этап 3. Проверка выполненной работы, оценка результатов завершенной задачи.